Есть произведения искусства с маркировкой "приговор обществу". Горький написал пьесу "Последние" в 1908 году, и я ее не читала. Поэтому не могу даже предположить, сколько было внесено в родной материал актуального. Но то, что сегодня давали в Национальный молодёжный театр РБ им.М.Карима в постановке "Отец" - это даже не приговор. Это набат.
Не знаю, где были мои мозги, когда я выбрала эту пьесу для свидания с мужем. Рандеву - это что-то лёгкое и романтичное. А на "Отца" надо ходить или одной, или с дамами, или уж честно сказать: "Дорогой, мы идём на трудную, но важную духовную работу".
Такое я лично предпочитаю смотреть редко. Потому что, знаете, жить и так нелегко. Но смотреть это полезно так же, как пить горькое для хорошей работы желчного пузыря. Очищает.
Собственно, почему приговор. На сцене я увидела Россию, где есть: 1) слабое, нежизнеспособное добро; 2) сильное, уверенное в себе зло и 3) неопределившиеся души, за которые борются враждующие стороны. Важно, что это дети.
Извините, не могу не вспомнить одного сказочного долбоеба, который говорил, что Гарри Поттер хотя бы потому неправдоподобен, что там великий черный маг борется с детьми и за детей. Мол, это же смешно. Это несмешно. Потому что бороться стоит только за них, они - будущее. Именно поэтому в школах, особенно сейчас, уделяют пристальное внимание идеологическому воспитанию. Сегодня дети - завтра взрослые с каким нужно мышлением.
Вернёмся. Что в этом спектакле особенно важно. Договориться не получится. Бессмысленно разговаривать со злом. Не менее бессмысленно - и с добром. Все уже утвердились в своих позициях и ничего не услышат. Есть тактический смысл только бороться за детей - и то не за всех. А в остальном, говоря словами Любы "на болоте хлеб не посеешь". Помните об этом, когда хотите кого-то перевоспитать, особенно в комментариях.
Любовь же, когда важный положительный герой умирает, говорит ещё одну знаковую фразу: "Отсюда только такой выход". Знаете, Люба, мне тоже кажется, что из такой России выход только через крышку гроба.
В антракте я сидела внизу и ела сандвич. Так складывается жизнь, что в театре я вечно голодная. Пока ела, смотрела, как утекает домой четверть зала. Тётушки, девчонки, солидные дяди. Они довольно громко говорили, поэтому было слышно: "Тяжёлый, не для нас".
Я же на последней минуте спектакля поняла вообще-вообще все. Вот ради этой минуты нужно было просидеть 3 часа, вынужденно закрыть глаза (поверьте, иначе не получится), умереть и родиться заново. Там на этой минуте вы услышите, что такое смерть и звенящая пустота. И ошалеете.
Можно я больше ничего не буду говорить - например, про игру актеров или драматургию. Потому что они блестящи.